Интерактивный портал

службы занятости населения

Кировской области

Войти через госуслуги

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

31.05.2022


при подготовке использовано учебное пособие «Механизмы привлечения и использования иностранной рабочей силы (сравнительно-правовой анализ национального и зарубежного опыта)// ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ», 2021 г.


Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ[1] и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

На сегодняшний день действующее законодательство предусматривает порядка 30 механизмов привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности в России.

Имеющаяся нормативная правовая база в части регулирования внешней трудовой миграции включает в себя более 550 нормативных правовых актов. Из которых: 18 международных договоров Российской Федерации, 42 акта федерального законодательства, 30 ведомственных актов и более 450 актов субъектов Российской Федерации.

Важнейшей задачей является осуществление дифференцированного подхода к привлечению иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями национальной экономики.

Под трудовой деятельностью иностранного гражданина понимается работа такого гражданина на основании трудового договора или гражданско- правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

В соответствии с Федеральным законом работодатель, заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста 18 лет при наличии разрешения на работу или патента.

Вместе с тем, данный порядок не распространяется на некоторые категории иностранных граждан, указанные в пункте 4 статьи 13 Федерального закона:
  1. постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;
  2. являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;
  3. являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
  4. являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
  5. являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
  6. обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
  7. обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;
7.1) обучающихся в Российской Федерации по очной форме в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по образовательной программе среднего профессионального образования, программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры, программе ординатуры, программе ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и работающих в свободное от учебы время;
  1. приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, или по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;
8.1) приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия научно-исследовательской и (или) педагогической деятельностью по образовательным программам среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, или по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;
8.2) прибывших в Российскую Федерацию не более чем на тридцать суток для осуществления гастрольной деятельности (организации и проведения на основании гражданско-правовых договоров на возмездной и (или) безвозмездной основе мероприятий, в ходе которых иностранный гражданин, являющийся творческим работником, осуществляет публичное исполнение произведений литературы, искусства или народного творчества) либо для осуществления по приглашению и в интересах государственных учреждений культуры и искусства творческой, просветительской, научно-исследовательской и (или) педагогической деятельности;
8.3) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве медицинских, педагогических или научных работников в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера;
8.4) прибывших в Российскую Федерацию с гостевым визитом либо для осуществления научных или культурных связей и контактов и привлекаемых помимо этого государственными учреждениями культуры и искусства для осуществления деятельности, указанной в подпункте 8.2 настоящего пункта, в течение срока, не превышающего тридцати суток;
  1. являющихся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
  2. осуществляющих трудовую деятельность в случае и порядке, предусмотренных частью четвертой статьи 63 и статьей 348.8 Трудового кодекса Российской Федерации;
  3. признанных беженцами на территории Российской Федерации, - до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;
  4. получивших временное убежище на территории Российской Федерации, - до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища;
  5. имеющих временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации.
Также согласно Федеральному закону работодатель, заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:
  • прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;
  • являются высококвалифицированными специалистами;
  • являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в Российской Федерации;
  • привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 135 Федерального закона (филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территориях государств - членов Всемирной торговой организации).
 Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте.

Временно проживающий на территории Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, с учетом особенностей региональных экономических связей, определенных приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564 «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)».

Кроме того, особенности осуществления трудовой деятельности отдельными категориями иностранных граждан установлены статьями 132 , 133 , 135 - 137 Федерального закона.
 
Основными категориями иностранных граждан, осуществляющими трудовую деятельность на территории Российской Федерации, являются следующие:
  • прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы;
  • прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;
  • привлеченные к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов[2].
Последних следует выделить в качестве одной из наиболее преференциальных категорий иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону ВКС признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере, установленном пунктом 1 статьи 132 Федерального закона.

Другим важнейшим сегментом являются иностранные граждане, прибывшие в порядке, не требующем получения визы, и осуществляющие трудовую деятельность в Российской Федерации на основании патента, выдаваемого в соответствии со статьей 13 Федерального закона.

Кроме того следует отметить, что Российская Федерация является участником ряда международных соглашений, касающихся временной трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Такие соглашения заключены с Французской Республикой, Республикой Корея, Корейской Народно-Демократической Республикой, Республикой Узбекистан, Республикой Таджикистан, Китайской Народной Республикой, Киргизской Республикой и Республикой Армения.

Максимальные преференции на территории Российской Федерации установлены для граждан стран ЕАЭС.
Без оформления разрешительных документов осуществляют трудовую деятельность граждане Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.
 
Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Иностранный гражданин не имеет права (статья 14 Федерального закона):
1) находиться на муниципальной службе.
Отношение иностранных граждан к государственной службе определяется федеральным законом;
2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными
Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;
3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной авиации;
3.1) быть командиром экспериментального воздушного судна или, если иное не установлено федеральным
законом, другим членом экипажа экспериментального воздушного судна;
4) быть командиром гражданского воздушного судна, если иное не установлено федеральным
законом;
5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации.
Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации;
6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

К привилегированной категории относится институт квалифицированных специалистов13, привлекаемых на основании перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу не распространяются.
 

Среди иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации, безусловно выделяется институт высококвалифицированных специалистов, определяющий в единую категорию уникальных и эксклюзивных иностранных трудовых мигрантов, на которых распространяется беспрецедентный перечень льгот и привилегий, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

Единственным критерием для отнесения иностранного специалиста к данной категории является уровень заработной платы, установленный пунктом 1 статьи 132 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (от 58 до 167 тыс. рублей в месяц для различных категорий ВКС, причем для иностранных граждан, участвующих в реализации проекта «Сколково» - без учета требования к размеру заработной платы).

В соответствии с пунктом 1 статьи 132 Федерального закона № 115-ФЗ высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в установленном указанным пунктом размере.

При этом работодатель и заказчик работ (услуг) самостоятельно осуществляют оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых они желают привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов, и несут соответствующие риски.

Предусмотренный подпунктами 1-3 упомянутого пункта минимальный размер заработной платы (вознаграждения) в большинстве случаев зависит от категории работодателей, заказчиков работ (услуг), привлекающих высококвалифицированных специалистов к трудовой деятельности.

Так, для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны, заработная плата (вознаграждение) должна составлять не менее чем 58,5 тыс. рублей из расчета за один календарный месяц.

Для высококвалифицированных специалистов, привлеченных к трудовой деятельности резидентами промышленно-производственных, туристско-рекреационных, портовых особых экономических зон - не менее 83,5 тыс. рублей из расчета за один календарный месяц. Аналогичный минимальный размер заработной платы (вознаграждения) установлен для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий и получившими документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Вместе с тем, порог минимального размера заработной платы (вознаграждения) зависит не только от категории работодателей, заказчиков работ (услуг), привлекающих к трудовой деятельности высококвалифицированных специалистов, но и от профессиональных качеств самих иностранных гражданин.

Так, для высококвалифицированных специалистов, являющихся научными работниками или преподавателями, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами либо государственными научными центрами, заработная плата (вознаграждение) должна составлять не менее чем 83,5 тыс. рублей из расчета за один календарный месяц.

Для высококвалифицированных специалистов, являющихся медицинскими, педагогическими или научными работниками, в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера, образованного в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 160-ФЗ «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
[3], - не менее чем один миллион рублей из расчета за один год (365 календарных дней).

Кроме того, для части высококвалифицированных специалистов, участвующих в реализации проекта «Сколково» в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»
[4] или создании и обеспечении функционирования инновационных научно-технологических центров в соответствии с Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[5], минимальный порог заработной платы (вознаграждения) не предусмотрен.

Вместе с тем законодателем в целях предоставления возможности привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) к трудовой деятельности не упомянутых выше высококвалифицированных специалистов, предоставлена такая возможность, но с выплатой им заработной платы (вознаграждения) в размере не менее ста шестидесяти семи тысяч рублей из расчета за один календарный месяц.

Действующим законодательством предоставлены широкие преференции, как для высококвалифицированных специалистов, так и для привлекающих их работодателей, заказчиков работ (услуг).

В целом преференции можно разделить на три группы: преференции в части трудовой деятельности, преференции в части пребывания (проживания), а также преференции в части уплаты налогов и иных обязательных платежей.

В части трудовой деятельности действующим законодательством предусматривается возможность получения высококвалифицированным специалистом в зависимости от срока действия заключенного им трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) разрешения на работу на срок до трех лет, с возможностью последующего неоднократного продления.

Кроме того, в случае, если трудовым договором или гражданско- правовым договором на выполнение работ (оказание услуг) предполагается осуществление высококвалифицированным специалистом трудовой деятельности на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, такому высококвалифицированному специалисту выдается разрешение на работу, действующее на территориях этих субъектов Российской Федерации.

В установленных приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н: случаях осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание) отдельно оговаривается, что иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу, в случае, если они являются высококвалифицированными специалистами.

В отличие от иных иностранных граждан, обозначенных в упомянутом приказе, возможность осуществления трудовой деятельности высококвалифицированными специалистами вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу, не ограничивается выполнением ими работ по определенным профессиям или должностям.

При этом непрерывная продолжительность трудовой деятельности высококвалифицированных специалистов вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу, не может превышать 30 календарных дней ежегодно, в течение периода действия разрешения на работу, при направлении в служебную командировку.

Вместе с тем, общая продолжительность трудовой деятельности высококвалифицированного специалиста вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не ограничивается, если постоянная работа такого специалиста осуществляется в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.

Еще одной преференцией в части трудовой деятельности высококвалифицированных специалистов является неприменение в их отношении квотного механизма выдачи разрешений на работу и приглашений на въезд в целях осуществления трудовой деятельности.

Кроме того, на высококвалифицированных специалистов не распространяется допустимая доля иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации, устанавливаемая Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 статьи 181 Федерального закона № 115-ФЗ.

В отличие от других категорий иностранных работников для высококвалифицированных специалистов установлена упрощенная процедура оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и разрешения на работу.

Действующим законодательством предусмотрен унифицированный перечень документов, необходимый для получения высококвалифицированным специалистом как разрешения на работу, так и приглашения на въезд, а также общий срок оформления указанных документов, который составляет 14 рабочих дней.

Кроме того, Федеральным законом № 115-ФЗ отдельно оговаривается, что документы, необходимые для выдачи разрешения на работу и оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию представляются в единственном экземпляре.

При этом перечень документов, предоставляемых в целях получения, разрешения на работу, в отличие от иных категорий, привлекаемых к трудовой деятельности иностранных граждан, не содержит медицинских документов об отсутствии опасных заболеваний. В связи с чем, иностранные граждане, привлекаемые к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов, освобождены от необходимости прохождения медицинского осмотра на предмет наличия заболевания наркоманией, а также инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.
Федеральным законом № 115-ФЗ также предусмотрены положения, касающиеся освобождения высококвалифицированных специалистов от подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации.

Говоря о трудовой деятельности высококвалифицированных специалистов необходимо отметить возможность поиска высококвалифицированным специалистом нового работодателя или заказчика работ (услуг) в случае досрочного расторжения трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

При этом такая возможность установлена в течение тридцати рабочих дней со дня досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора.

В части пребывания (проживания) можно выделить следующие преференции для высококвалифицированных специалистов.

Так, Федеральным законом № 115-ФЗ предусмотрено продление срока временного пребывания иностранного гражданина в случае подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) ходатайства о его привлечении к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявления о продлении срока действия разрешения на работу, выданного высококвалифицированному специалисту.

Кроме того, действующее законодательство предусматривает возможность совместного пребывания с высококвалифицированным специалистом членов его семьи. При этом положения законодательства дают широкое определение членов семьи высококвалифицированного специалиста. К ним относятся: супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные), супруги детей, родители (в том числе приемные), супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки.

Указанные лица могут не только находиться совместно с высококвалифицированным специалистом на территории Российской Федерации, но и осуществлять на территории Российской Федерации трудовую деятельность, получать образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также осуществлять иную деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации.

Высококвалифицированным специалистам и членам их семей на срок действия трудового или гражданско-правового договора может быть оформлен вид на жительство. Вид на жительство, оформляемый иностранному гражданину как высококвалифицированному специалисту, и вид на жительство, оформляемый члену его семьи, выдаются на срок действия разрешения на работу.

В качестве преференции в части пребывания (проживания) можно выделить возможность нахождения высококвалифицированного специалиста и членов его семьи в Российской Федерации в течение 30 рабочих дней со дня досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора в целях поиска высококвалифицированным специалистом нового работодателя или заказчика работ (услуг), а также в течение срока рассмотрения ходатайства, поданного новым работодателем или заказчиком работ (услуг).

Вместе с тем в случае, если высококвалифицированный специалист не заключил в течение указанного срока новый трудовой или гражданско- правовой договор, или если ходатайство работодателя, заказчика работ (услуг) о привлечении высококвалифицированного специалиста отклонено, высококвалифицированный специалист и члены его семьи вправе находиться в Российской Федерации еще 30 рабочих дней, в течении которых они обязаны выехать из Российской Федерации.

Как уже было отмечено выше, действующим законодательством в отношении высококвалифицированных специалистов также установлены преференции в части уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Еще одной немаловажной преференцией для иностранных граждан, привлекаемых к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов, которую нельзя отнести к предложенной автором группировке преференций (в части трудовой деятельности, пребывания (проживания), а также уплаты налогов и иных обязательных платежей) относится возможность иностранного гражданина самостоятельно заявить о себе как о высококвалифицированном специалисте.

Иностранный гражданин может подать такое ходатайство в представительство МВД России в государстве гражданства данного иностранного гражданина либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.

Сведения, представленные иностранным гражданином, размещаются на официальном сайте МВД России. При этом Российская Федерация не несет ответственность за достоверность сведений, представленных иностранными гражданами.

Иностранному гражданину, сведения о котором как о высококвалифицированном специалисте размещены на официальном сайте
МВД России, в целях проведения переговоров с работодателем или заказчиком работ (услуг) и заключения трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) может быть оформлена обыкновенная деловая виза для въезда в Российскую Федерацию сроком действия до тридцати суток.

Обыкновенная деловая виза иностранному гражданину оформляется при наличии у него письменного предложения о въезде в Российскую Федерацию для проведения соответствующих переговоров, направленного такому иностранному гражданину работодателем или заказчиком работ (услуг). Обыкновенная деловая виза выдается без оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию. При этом иностранный гражданин должен подтвердить наличие средств для проживания в Российской Федерации и выезда из Российской Федерации по окончании разрешенного срока пребывания на основании обыкновенной деловой визы.

В случае удовлетворения ходатайства работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина в качестве высококвалифицированного специалиста обыкновенная деловая виза, выданная иностранному гражданину, аннулируется и одновременно ему оформляется обыкновенная рабочая виза.

Помимо установленных преференций в части привлечения высококвалифицированных специалистов законодательство Российской Федерации содержит ряд ограничений, связанных с их трудовой деятельностью.

Такие ограничения можно разделить на общие, относящиеся ко всем иностранным гражданам, планирующим осуществлять трудовую деятельность, и специальные, то есть ограничения, относящиеся только к высококвалифицированным специалистам.

К общим ограничениям относятся обозначенные ранее ограничения, предусмотренные статьей 14 Федерального закона № 115-ФЗ и устанавливающие, в том числе запрет иностранным гражданам находиться на муниципальной службе, замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации и др.

Следующее ограничение общего характера предусмотрено положениями статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ. Так, высококвалифицированный специалист не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации на территории, которого ему выдано разрешение на работу. Исключение из этого правила установлено приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564.

Кроме того, высококвалифицированный специалист не вправе осуществлять трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу.

Зеркальные ограничения относятся и к работодателю, заказчику работ (услуг), который не вправе привлекать высококвалифицированного специалиста к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу.
 
Нельзя не отметить еще одно общее ограничение, касающееся не только высококвалифицированных специалистов, но и других категорий иностранных граждан, получающих в целях осуществления трудовой деятельности разрешения на работу или патенты. Ограничение связано с возможностью привлечения в качестве высококвалифицированного специалиста гражданина государства - члена Евразийского экономического союза.
Такое ограничение напрямую вытекает из положения части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации
[6], в соответствии с которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
 
Согласно статье 3 Федерального закона № 115-ФЗ законодательство Российской Федерации о правовом положении иностранных основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.


Так 29 мая 2014 г. Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан в г. Астане был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе[7]. В последующем к нему присоединились Киргизская Республика (с 12 августа 2015 г.) и Республика Армения (со 2 января 2015 г.).

В соответствии с положениями Договора работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств- членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

Договором также предусматривается, что государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных Договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания.

В этой связи, гражданам Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республики и Республики Армении не требуется получения разрешения на работу или патента для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Вместе с тем в соответствии с положениями Федерального закона №115-ФЗ высококвалифицированные специалисты независимо от их гражданской принадлежности осуществляют трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании разрешения на работу.

Предоставление гражданам государств - членов Евразийского экономического союза статуса высококвалифицированных специалистов противоречит как положениям Договора, так и Конституции Российский Федерации.

К специальным ограничениям можно отнести ограничения в части запрета привлекать к трудовой деятельности в Российской Федерации высококвалифицированных специалистов для занятия проповеднической либо иной религиозной деятельностью, включая совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание последователей какой-либо религии.

Также работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранных работников в качестве высококвалифицированных специалистов для торгового обслуживания покупателей в процессе розничной торговли товарами народного потребления (включая фармацевтические товары) независимо от ассортимента реализуемых товаров, торговых площадей и форм обслуживания покупателей, за исключением работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли.

При этом Минтруд России наделен полномочиями по утверждению перечня профессий (должностей, специальностей) работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли, и квалификационных требований к таким работникам. Указанные перечень и квалификационные требования утверждены приказом Минтруда России от 23 сентября 2013 г. № 475н'.

Федеральным законом 115-ФЗ отдельно оговаривается, что правом привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов обладают работодатели или заказчики работ (услуг), которые являются:
  1. российскими коммерческими организациями;
  2. российскими научными организациями;
  3. профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования (за исключением духовных образовательных организаций);
  4. учреждениями здравоохранения;
  5. иными организациями, осуществляющими научную, научно- техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, при наличии у них в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной аккредитации.
К таким приоритетным направлениям в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899[8] отнесены безопасность и противодействие терроризму; индустрия нано систем; информационно-телекоммуникационные системы; науки о жизни; перспективные виды вооружения, военной и специальной техники; рациональное природопользование; робототехнические комплексы (системы) военного, специального и двойного назначения; транспортные и космические системы; энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.
  1. аккредитованными в установленном порядке на территории Российской Федерации филиалами или представительствами иностранных юридических лиц;
  2. физкультурно-спортивными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Российской Федерации, не являющимися российскими коммерческими организациями;
  3. общероссийскими спортивными федерациями.
Кроме того, работодатель, заказчик работ (услуг) на момент подачи ходатайства о привлечении высококвалифицированных специалистов должен не иметь неисполненных постановлений о назначении административного наказания за нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, которые предусмотрены главой 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[9].

На момент подачи указанного ходатайства в отношении работодателя, заказчика работ (услуг) не должно действовать решение о запрете привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов.

Такое решение выносится работодателю, заказчику работ (услуг), который:
  1. не исполнил принятых на себя обязательств перед высококвалифицированным специалистом, установленных в соответствии с Федеральным законом, или обязательств, вытекающих из условий трудового договора, заключенного с высококвалифицированным специалистом, либо им не были соблюдены существенные условия гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с высококвалифицированным специалистом;
  2. представил в МВД России или его территориальный орган поддельные или подложные документы.
В случае выявления одного из указанных обстоятельств МВД России или его территориальный орган принимает решение о двухлетнем запрете привлечения работодателем, заказчиком работ (услуг) иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов.

Говоря о высококвалифицированных специалистах нельзя не упомянуть предусмотренные законодательством Российской Федерации особенности уведомления работодателем, заказчиком работ (услуг) об их трудовой деятельности.

Федеральным законом № 115-ФЗ отдельно оговаривается, что работодатели, заказчики работ (услуг), привлекающие высококвалифицированных специалистов, обязаны ежеквартально уведомлять МВД России или его уполномоченный территориальный орган об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам.

Включение в Федеральный закон № 115-ФЗ положения о подаче указанного уведомления вызвана в первую очередь необходимостью контроля за соблюдением работодателями единственного критерия отнесения иностранных граждан к категории высококвалифицированных иностранных специалистов, которым является получаемая иностранным гражданином заработная плата (вознаграждение).

Наряду с уведомлением об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) работодатели в отношении привлекаемых ими высококвалифицированных специалистов должны уведомлять территориальные органы МВД России о заключении и прекращении (расторжении) с высококвалифицированными специалистами трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Такое требование Федерального закона распространяется на всех работодателей, привлекающих иностранных граждан к трудовой деятельности.
 
Соблюдение
допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации[10].

Постановлением № 1706 установлены допустимые доли, аналогичные установленным на 2021 год, а именно: выращивание овощей (код 01.13.1) - в размере 50%, лесоводство и лесозаготовки (код 02) - в размере 50%, обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (код 16) - в размере 50%, строительство (раздел F) - в размере 80%, торговля оптовая древесным сырьем и необработанными лесоматериалами (код 46.73.1) - в размере 50%, торговля оптовая пиломатериалами (код 46.73.2) - в размере 50%, торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код 47.25.1) - в размере 15%, торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26) - в размере 15%, торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73) - в размере 0%, торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8) - в размере 0%, торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99) - в размере 0%, деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3) - в размере 24%, деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41) - в размере 24%, управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (код 68.32) - в размере 70%, деятельность по обслуживанию зданий и территорий (код 81) - в размере 70%, деятельность в области спорта прочая (код 93.19) - в размере 25%.

Действие постановления № 1706 не распространяется на иностранных граждан, временно и постоянно проживающих в Российской Федерации (имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство), являющихся гражданами государств - членов Евразийского экономического союза (граждане Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии), а также на высококвалифицированных специалистов и членов их семей.


В случае если работодатель заявил при государственной регистрации ВИД деятельности, указанный в постановлении № 1706, в том числе в качестве дополнительного вида деятельности, то действие постановления № 1706 распространяется на такого работодателя[11].
 

[1] Далее – Федерального закона.
[2] Далее – ВКС.
[3] Приказ Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н (в ред. От 19.10.2011 г.) «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)».
[4]  Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ (в ред. 02.08.2019) «Об инновационном центре «Сколково».
[5]   Федеральным законом от 29.07.2017 N 216-ФЗ (в ред. 30.04.2021) «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221172/.
[6]   Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
[7]    Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019).
[8]   Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации
[9] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. 17.05.2021).
 
[10] Прим. На 2022 год - Постановление Правительства РФ от 07.10.2021 № 1706 «Об установлении на 2022 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности».
[11] <Письмо> Минтруда России от 19.10.2021 N 16-4/10/В-13774 «О Постановлении Правительства РФ от 07.10.2021 N 1706».

Яндекс.Метрика