Профессиограмма
Мерчендайзер
Общая характеристика профессии
Работает в системах «Человек-Человек», «Человек - Художественный образ».
Мерчендайзер — это специалист по продвижению продукции в розничной торговле. Основная его задача — поддерживать положительный имидж своей фирмы, обеспечивать выгодное расположение продукции на магазинных полках, отслеживать ее постоянное наличие в продаже. Он снабжает магазины рекламой, дарит от имени фирмы сувениры.
Определяет район для организации продажи товаров. Организует переговоры с руководителями торговых компаний о проведении мерчендайзинга (рекламной поддержки и оптимальной, эффективной «выкладки» товаров). Поддерживает долгосрочные отношения с руководителями и специалистами торговых организаций. Контролирует соблюдение концепции выкладки товаров, целевое использование рекламного торгового оборудования (витрин, стеллажей, полок), составлением рекламных элементов. Обучает сотрудников торговой компании по направлениям: потребительские характеристики товаров, методы поддержания корпоративной концепции выкладки товаров, мотивация продажи товаров потребителям. Организует промоушн-акции (реклама, демонстрация в действии, проба потребителями товара и т.п.). Анализирует динамику продаж. Подготавливает отчеты по продвижению товаров.
Для того чтобы выполнить все эти задачи, мерчендайзер хотя бы один раз в неделю объезжает все закрепленные за ним магазины (в среднем, пять и более точек в день). Положение дел в каждом из них он фиксирует в специальном паспорте.
По результатам поездок мерчендайзер еженедельно представляет в отдел маркетинга фирмы отчет, в котором отражается изменение ситуации на рынке продаж данного вида продукции: наличие или отсутствие спроса, цены, устанавливаемые конкурентами на подобные товары, и т. п.
Рабочий день строго не нормирован. Часто возникают стрессовые ситуации, требующие оперативного решения, сопряженные с риском. Общение в труде очень интенсивно.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
Должен знать:
- экономику,
- маркетинг, рекламу;
- социальную психологию, психологию труда;
- управление и организацию производства.
Должен уметь:
- общаться с людьми;
- проводить коммерческие переговоры;
- организовывать рекламные акции;
- убедительно и ясно выражать свои мысли.
Профессионально важные качества
- аналитические способности;
- развитые коммуникативные навыки;
- умение работать с людьми;
- отзывчивость, доброжелательность; проницательность;
- высокий социальный интеллект;
- стрессоустойчивость, выдержка;
- способность без напряжения длительное время контактировать с большим количеством людей;
- организаторские способности, ответственность, предприимчивость;
- приятная внешность;
- хорошо развитая речь;
- мобильность;
- эстетический вкус.
Медицинские противопоказания
Работа противопоказана людям с заболеваниями:
- сердечно-сосудистые;
- психические недуги и расстройства нервной системы;
- раздражительность;
- сильные дефекты речи и нарушения слуха и зрения;
- явные физические недостатки.
Близкие профессии (специальности)
Менеджер по рекламе, организатор, маркетолог, предприниматель, специалист по связям с общественностью.
Обучение
Высшие учебные заведения. Специалистам с высшим образованием в области экономики, управления, менеджмента, психологии, педагогики и т.д. профессию мерчендайзер можно получить путем дополнительной подготовки в области специальных дисциплин.