Профессиограмма

Учитель начальных классов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ
Работа в системах «Человек – Человек» (многочисленные контакты с детьми, родителями, коллегами) и «Человек – Знаковая система» (составление учебных планов, проверка и оценка письменных работ, ведение документации).
Обучает учащихся начальных классов. Составляет планы преподавания учебного материала, выбирает формы и методы его подачи, планирует учебную, индивидуальную и внеклассную работу с учениками. Проводит уроки: излагает учебный материал, организует работу учеников по его усвоению и закреплению. Формирует у них навыки самостоятельной учебной работы. Проверяет письменные работы, контролирует и оценивает уровень усвоения знаний. Ведет школьную документацию (заполняет журнал, составляет отчеты, ведет личные дела учеников). Проводит внеклассные мероприятия (праздничные утренники, экскурсии и т.п.). Наблюдая за успеваемостью, поведением, общением, интересами учеников, определяет их индивидуальные особенности. В сотрудничестве с родителями и школьным психологом вырабатывает индивидуальный подход к каждому ребенку, подбирает соответствующие методы работы с ним. Проводит работу с родителями. В индивидуальных беседах и на родительских собраниях сообщает им информацию о возрастных и индивидуальных особенностях детей, средствах и приемах налаживания развивающего взаимодействия с ними. Участвует в работе педагогических советов, проведении общешкольных мероприятий, дежурствах по школе
Использует простые ручные инструменты (карандаши, ручки, указку и т.д.), технические и электронные средства (диапроектор, видеомагнитофон, компьютер).
Характерны многочисленные длительные контакты с группой детей, взрослых.
Повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Материальная ответственность за сохранность оборудования учебного кабинета.
Работает, в основном, в помещении. Характерны повышенная нагрузка на зрение и эмоциональное напряжение, вызываемое многочисленными контактами в течение рабочего дня, часто в условиях шума).
профессиональные знания и умения
Должен знать:
- педагогику, дидактику, методику преподавания,
- возрастную и педагогическую психологию;
- учебные программы по преподаваемым дисциплинам;
- основы законодательства в области образования, брака и семьи, охраны материнства и детства;
- нормативные документы, определяющие деятельность средней общеобразовательной школы.
Должен уметь:
- планировать учебную работу;
- организовывать деятельность учеников по усвоению учебного материала на уроках и в самостоятельной работе;
- проводить работу с родителями учеников;
- оказывать первую медицинскую помощь;
- ориентироваться в возрастных, индивидуальных личностных и интеллектуальных проблемах детей младшего школьного возраста.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА
- высокий интеллектуальный уровень;
- преподавательские и ораторские способности;
- устойчивый интерес к работе с детьми, эмпатия;
- эмоционально-волевая устойчивость,
- коммуникативные и организаторские способности;
- толерантность к многочисленным контактам,
- высокий уровень распределения внимания;
- способность к концентрации внимания в условиях помех.
МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Работа противопоказана людям с заболеваниями:
- сенсорные дефекты;
- нервные и психические заболевания,
- инфекционные заболевания.
- плохое сопротивление стрессу.
БЛИЗКИЕ ПРОФЕССИИ (специальности)
Преподаватель, воспитатель детского сада, воспитатель детского дома, учитель-логопед, социальный работник.
ОБУЧЕНИЕ
Высшие и средние специальные учебные заведения.